За дотацию спасибо Федерации. Жаль, не делится у нас дотация
25 ноября 2005 года

Первый заместитель министра транспорта РТ Павел Чернов объяснил корреспонденту "ВК", что в данном случае речь идет о другой "равной доступности": мол, во многих регионах льготы на городском транспорте обеспечили лишь для региональных льготников, вот правительство России и восстановило справедливость по отношению к льготникам федеральным - дало деньги. А дотации в первом и втором кварталах года были потрачены на покупку тех самых синеньких автобусов марки "Хюндай", которые вначале возили гостей на праздновании 1000-летия Казани, а теперь работают в качестве маршрутных такси. В третьем же квартале деньги были перечислены транспортным предприятиям, которые возят льготников и пенсионеров по социальным проездным: крупным АТП и трамвайно-троллейбусным управлениям.

Между тем министр транспорта России Игорь Левитин в начале осени на селекторном совещании по результатам использования регионами федеральных дотаций похвалил нашего соседа - Удмуртию. Там с целью сохранения сети пригородных автобусных маршрутов кроме федеральных средств направили из республиканского бюджета 28 миллионов рублей на покрытие убытков предприятий автотранспорта общего пользования от перевозок пассажиров на пригородных маршрутах. А вот казанских льготников и пенсионеров нынче с их социальными проездными выгоняли из пригородных коммерческих автобусов, а некоммерческие в их сады не ходили. Чернов по этому поводу сказал, что у нас и до монетизации на перевозку садоводов-льготников пригородными автобусами дотаций из республиканского бюджета не выделялось, а уж теперь и подавно не планируется. Только в Нижнекамске и Набережных Челнах городские власти традиционно дотируют проезд льготников в сады.

Корреспондент "ВК" напомнила Павлу Чернову: на селекторном совещании прозвучало, что местные бюджеты начали нещадно экономить на дотациях - в прошлом году доля федерального бюджета в общем объеме субсидий в среднем составляла всего 10 процентов, в нынешнем - выросла до 30, а в Татарстане превысила 70 процентов. Чернов возразил, мол, республиканский бюджет не жадничает - дотирует проезд льготников "местного значения". Ну а то, что их избирательно возят - не на всех автобусах, а только на муниципальных, так это потому, что никто не знает, как делить компенсацию (деньги, полученные от реализации 200-рублевых проездных) между многочисленными частными перевозчиками. "Частников - сотни, и не существует реального механизма для расчета, - сказал замминистра. - Мы более или менее объективно можем распределить средства только между крупными предприятиями. В Казани, если мне не изменяет память, девять получателей".

А председатель городского Комитета по транспорту и связи Шамиль Гильманов в ответ на вопрос корреспондента "ВК", получали ли коммерческие транспортные предприятия Казани федеральные дотации на льготников, рассказал о том, что с 1 ноября в виде эксперимента решено возить по социальным проездным пассажиров тех самых новых "Хюндаев" на четырех коммерческих маршрутах - 50, 50А, 56 и 56А - в обмен на то, что частникам перечислят часть выручки от проездных.

Итак, мы имеем следующее. Деньги на обеспечение проезда льготников во всех без исключения видах городского транспорта республикой от федерального центра получены и потрачены, а коммерческие автобусы льготников не возят. Часть дотационных денег истрачена не на проезд льготников, а на новые "Хюндаи", которые теперь почему-то эксплуатирует частная структура - ОАО "Республиканский автовокзал "Столичный". А затраты на провоз льготников на закупленных на дотационные средства "Хюндаях" решено компенсировать из средств, полученных льготниками в качестве дотации... Ну и кому это выгодно?

Инна СЕРОВА, "Вечерняя Казань"